ФЭНДОМ

Додинастический период Править

3400 - 3200 гг. до н.э. Возникновение Верхнего и Нижнего Египта. Древние египтяне называли свою страну "Кеме" (Черная, из -за цвета земель), государство получило название Египет от греков, слово "Египет" происходит от одного из названий города Мемфис (Мэмфи, Мэнфэ). Страна делилась на номы (области). Постепенное объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство. Деление на династии было предложено древнегреческим историком Манефоном, который насчитал их 30 до завоевания Египта Александром Македонским.

3400 - 2950 гг до н.э. Додинастический период в истории Египта. Приводится в источниках длинный список фараонов, но археологически подтверждены только несколько из этого списка. Правили они во всем Египте, при каком из них или раньше было объединение вызывает жаркий спор. Имена 3 фараонов условно - Скорпион, Ка, Нармер. Приводятся и более точные имена. Хор (Гор, Хат - Хор) Скорпион, Хор Двойник, Хор Сом (Хор (Гор) имя бога, фараон, соответственно, божественного происхождения или земной образ бога). Иногда этих фараонов называют нулевой династией. Столицей Египта был Тин.

3118 г до н.э. Некоторые ученные этот год называют годом объединения Нижнего и Верхнего Египта в единое государство.

Раннединастический период Править

3400 - 2640 гг. до н.э. Период в истории Египта получил название Раннее царство и включал в себя I и II династию. Разные исследователи придерживаются различных хронологических шкал. Например, I и II династии - 3100 - 2686, 3000 - 2778, 3400 - 2980, 3500 - 3190, 3407 - 2888, 3197 - 2778, 3188 - 2815, 3100 - 2700, 3200 - 2780, 2950 - 2640. Все это промежутки приведены в разных работах по истории древнего Египта. Большой разброс связан и с неточным календарём Древнего Египта (365 дней без учета 6 часов в год, что накапливалось и со временем превращалось в большие погрешности).

2950 - 2770 гг до н.э. (По другим данным 3050 - 2890). Первая династия в Египте. Правители Гор - Аха Мен (Мина), Диер (Атоти, Джер), Дьет (Уадьи, Семти, Уаджи), Ден, Анедьиб (Мерпеба, Миебес, Аджиб), Семерхет (Нехт, Семемфсес), Ка' а Хельет (Ка - сен, Биенехес, Ка). При Дене Египет достиг экономического развития, при Аджибе начался упадок. Известны имена фараонов и в переводе. Хор Боец, Хор Вязальщик, Хор Змея, Хор Простиратель, Хор Благополучный Сердцем, Хор Дружественный Утробой, Хор Высокорукий. Начиная с 4 фараона династии имя фараона состоит из двух имен. При Анедьибе упадок экономики. Возможно его свергнул следующий фараон Семерхет. По крайней мере известно, что большинство упоминаний Анедьибе было убрано, с сосудов даже было стерто имя жены фараона Мэ - Нэит. Археологические данные этой эпохи имеют отчетливый признак сходнства с памятниками Месопотамии и Элама, что ставит вопрос об общности происхождения этих культур. Так же на время I династии приходится находки меди и сосудов с Кипра, что говорит о тоговых отношений с дальними от Египта местами. Так же можно сделать вывод и о влиянии Египта на Эгейскую цивилизацию.

2950 - 2888 гг до н.э. Предположительное время правления первого фараона первой династии Гор - Аха Мена в Египте. Ему приписывали многими ученными древности начало правления в Египте, перенос столицы в Мемфис, объединение в единное государство Нижнего и Верхнего Египта. Последние новейшие открытия это опровергнули, объединение было раньше. Но все равно Гор - Аха Мен стал первым правителем первой династии в Египте.

2888 - 2831 гг до н.э. Предположительное время правления Диера (Атоти) в Египте.

2770 - 2640 гг до н.э. Предположительное время правления II династии в Египте. Правители Хетепсемуи, Ранеб, Нинечер, Венег, Сенед, Перибсен (Пер-эп-сен), Хасекхем (Хара (Хор) Ха - сахм, Ха - сахм, Хор, воссияющий жезлом), Хасехемуи (Харе - Суте, Хоре - Сэте, Ха - сахмауе - Харе, Воссияющий двумя жезлами или Тот, в ком умиротворились оба бога (Хор и Сетх)). При первом фараоне, по словам историка Манефона, возможно было землетресение. При третьем фараоне принят закон о передаче права наследования титула дочерям. Последнего фараона ряд историков относят к III династии (основатель этой династии).

2650 - 2640 гг до н.э. Мощное восстание в Нижнем Египте против власти фараона. Подавлено очень жестоко, убиты около 50 тысяч восставших. Новое объединение Египта в единое государство. Но как ни странно в это же время смена династий в Египте. Правда ряд историков считают, что подавил восстание основатель уже III династии. В истории Египта конец этапа Раннего царства. Начало нового этапа - Древнее царство (III - VI династии).

Старое царство Править

2640 - 2134 гг до н.э. Новый этап в развитии Египта - Старое царство.

2640 - 2575 гг до н.э. Правление в Египте предположительно в это время III династии. Правители Джосер, Сехемхет (Сехем - хета, Хор Мощный Утробой), Хаба (Ха - би) и Нетка (Наф - ку - рии, Ниб - ку, Нефр - ке - рэ, Неб - ко). Первым фараоном III династии называется так же Санахте (Небка, Тирейс, Хор Защита Крепкая), правящий до Джосера, а последним фараоном III династии Хуни. Конец III династии погружен в неизвестность и сколько фараонов было в конце династии неизвестно.

2640 - 2621 гг до н.э. Правление Джосера (Дасы, Тосора, Хор Божественный Утробой). Первая известная пирамида. Джосер считался мудрым и могущественным правителем. Пирамиду строил великий зодчий Имхотеп (И - ма - хатап, и - м - хотп).

2575 - 2465 гг до н.э. Предположительное время правления в Египте IV династии. Снофру, его сын Хуфи и два сына Хуфи - Джедефра и Хафра. Родство Менкаура и Шепсескафа с предыдущими правителями не известно. В конце IV династии были узурпаторы, имена их известны, но археологических следов их правления не найдено. В конце правления IV династии тяжелый экономический кризис, связан по видему с невозможностью государства тратить огромные средства на строительства пирамид.

2575 - 2551 г до н.э. Предположительное время правления в Египте Снофру (Санфари, Сенфоре), первого фараона IV династии. Известны 2 его пирамиды. В его правления новые захватнические войны.

2551 - 2528 г до н.э. Предположительное время правления в Египте Хуфу (Хеопс, Шуфи, Хуф - и - хнам, Шуф - и - хнум, Хуфи), второго фараона IV династии. Самая известная и великая пирамида в истории.

2528 - 2520 г до н.э. Предположительное время правления в Египте Джедефра (Дадаф - риа, Тетеф - рэ), третьго фараона IV династии. Первый фараон, назвавший себя сыном Рии (Рэ, Ра), бога Солнце (Устойчив он, Ра).

2520 - 2494 г до н.э. Предположительное время правления в Египте Хафра (Хааф - рии, Шеф - рэ, Хэфрен, "Воссияет оно солнце" или "Сияние его - Ра"), четвертого фараона IV династии.

2494 - 2471 г до н.э. Предположительное время правления в Египте Менкаура (Мин - куу - рии, Мен - ке - рэ, Микерин, "Тверды духи Ра"), пятого фараона IV династии.

2471 - 2465 гг до н.э. Предположительное время правления в Египте Шепсескафа (Шапсас - куф, Шепсес - коф), последнего фараона IV династии. В отличии от других фараонов IV династии, он не стал строить пирамиду. Быстрее всего Египет попал в экономический кризис, строительство пирамид подорвал экономику страны.

2465 г до н.э. Смена династии в Египте. Пришло смутное время. Междоусобица, заговоры, узурпаторы и борьба за власть.

2465 - 2325 гг до н.э. Предположительное время правления V династии Египта. Правители Усеркаф, Сахура, Нефериркара, Шепсескара, Неферефра, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара, Унис. V династия была родственна IV по материнской линии. Время правления V династии - это время ослабления централизованной власти, усиление власти знати. Фараоны оставили после себя маленькие пирамиды, жалкое подобие пирамид IV династии, но известны роскошные погребения знати. Номы (области) превратились в административные единицы. Для династии характерно ослабление влияния на сопредельные территории, концентрация на внутренних проблемах. Огромной проблемой стало усиление на северных границах Египта племен амореев. Начались постоянные экспедиции в Азию, что бы обезопасить свои границы. Характерно, что V династия сделала все, что бы стереть память о IV династии, быстрее всего она и замешана в свержении ее, Упор сделан был на бога Ра, династия считала, что фараоны V династии происходят от этого бога. На ряду с пирамидами, каждый фараон строил и свой храм бога Ра.

'2465 - 2458 гг до н.э. Предположительное время правления Усеркафа (Уас - куфа, Усп - кофа), первого фараона V династии. Ввел титул для фараонов "сын РА" (?).

2458 - 2446 гг до н.э. Предположительное время правления Сахура (Сах - и рии, Сех - и - рэ) , второго фараона V династии. При нем известны войны с амореями, ливийцами, эфиопами (в то время на территории совр. Эфиопии жили хамиты). Известны данные о торговле со страной Пунт (южное побережье Красного моря), из этой страны доставка золота и других ценностей.

2446 - 2427 гг до н.э. Предположительное время правления Нефериркара (Наф - ар - ку - рии, Нефр - ер - ке - рэ), третьего фараона V династии.

2427 - 2420 гг до н.э. Предположительное время правления Шапсескара (Шапсас - ку - риа, Шепсес - ке рэ) и Неферарафра (Нефраф - риа, Нефреф - рэ), фараонов V династии. Пирамида Шапсескара не найдена. Называется и фараон Ха - наф - рии (Ха - нефр - рэ), который тоже мог править в это же время, пирамида его тоже не найдена.

2420 - 2396 гг до н.э. Предположительное время правления Ниусерра (Неф, На - уас - риа, Эн - вос -рэ), фараона V династии. После него сохранился древнейший храм Солнца.

2396 - 2388 гг до н.э. Предположительное время правления Менкаухора (Мин - куу - хара, Мен - ке - хор), фараона V династии.

2388 - 2355 гг до н.э. Предположительное время правления Джедкара (Дад - ку - риа, Тат - ке - рэ), фараона V династии.

2355 - 2325 гг до н.э. Предположительное время правления Униса (Уннаса, Унноса), поседнего фараона V династии. Известны войны в его правления с жителями синайского полуострова. Известна жестокая битва с хананеями. Ослабление при Унисе государства, упадок в экономике.

2325 - 2155 гг до н.э. Предположительное время правления VI династии Египта. Усиление государства в начале и середине правления. Жесточайшим кризисом и распадом государства окончилось правление этой династии.

2325 - 2300 гг до н.э. Предположительное время правления Тети (Атати, Атоте), первого фараона VI династии. Убит своими телохранителями.

2300 - 2280 гг до н.э. Предположительное время правления Усеркара, фараона VI династии (у некоторых учёных этот фараон не упоминается).

2280 - 2258 гг до н.э. Предположительное время правления Ман - рии Пиопи I (Ми -рэ Пйапи, Пйопе, Хор Небосклонный, Владыка Неба), фараона VI династии. Усиление власти фараона, захватнические войны на юге с Нубией (3 похода в Судан), на западе с ливийскими племенами, на севере с семитскими племенами (пять походов в страну "Обитателей Песков"), походы в плоть до Палестины. Первые ополчения и воинская обязанность. Известно так же, что состоялся тайный суд над женой Пиопи I. Торговля с Финикией (город Библ, Библос, Губла).

'2258 - 2254 гг до н.э. Предположительное время правления Меренра I (Мар - ни - рии, Ме - не - рэ), фараона VI династии, сына Пиопи I. В соправители взял малолетнего брата Пиопи II

2254 - 2160 гг до н.э. Предположительное время правления Пиопи II (Пйапи, Пйопе, Наф - ку - риа П. II, Нефр - ке - рэ П. II). Самое длительное правление в истории Египта (возможно и мира). В его правление известен поход на юг, в центр Африки, из него был привезен в подарок фараону карлик (представитель низкорослого племени).

2160 - 2155 гг до н.э. Предположительное время правления в Египте Меренра I, Нитокриды (Нит - акре, Нит - окре) (женщина - фараон), Менкара, последних правителей VI династии. Развал и междоусобицы. Легенда о правлении Нитокриды: после того, как заговорщики убили ее брата, она взяла правление государством в свои руки, убила заговорщиков и покончила жизнь самоубийством. Заговорщики были заперты в комнате, куда были пущены воды Нила.

2155 - 2040 гг. до н.э. Период распада и междоусобиц в Египте. Распад государство на множество номов. Конец Старого царства в истории Египта.

Переходный период от Сревнего царства к Среднему (VII- X династии) Править

2155 г до н.э. Предположительное время правления VII династии Египта. Правители неизвестны. По Манефону "70 царей правили 70 дней". Быстрее всего за этим стоит гражданская война в борьбе за обладанием власти.

2155 - 2134 гг до н.э. Предположительное время правления VIII династии в Египте. Правители неизвестны, их власть призрачна и распространяется только на столицу Мемфис. Страна распалась на несколько областей, где правили свои правители. Время правления параллельных династий.

2134 - 2040 гг до н.э. Предположительное время правления IX и X династий. Известны правители Ахтой (Ахтайа, Ахтойа) I, Ахтой II, Ахтой III и Мерикара. Эта династия правила в Гераклеопольском номе. Ахтой I вошел в историю как жестокий и свирепый правитель. Начал борьбу за объединение страны. Его правление прошло в войнах с другими номами. Ахтой III основал X династию. Своей власти подчинил почти весь Нижний Египет. Известно послание Ахтоя III сыну (Мерикар): "Азиаты презренны; трудна местность, где они живут; печальна из - за воды, недоступна из - за деревьев; пути затруднены горами. Азиат не сидит на месте, но вечно бродит; он воюет со времен Гора, не побеждая и не будучи побежден."

Среднее царство Править

2133 - 1991 гг до н.э. Предположительное время правления XI династии. Они правили не во всем Египте, а в Фивах. Известны правители Ментухотеп I, Иниотеф I, Иниотеф II, Иниотеф III, Ментухотеп II, Ментухотеп III. Власть передавалась от отца к сыну.

2133 - 2117 гг до н.э. Правление в Египте Ментухотепа I (Манта - хат - пи, Менте - хотпы), фараона XI династии. Соправитель Иниотеф I. Власть только в Фивах (Нэ), но постепенно распространилась на весь Южный Египет. Иниотеф I первым в XI династии присвоил себе царский титул и почести, поэтому некоторыми ученными он признается основателем династии.

2133 - 2118 гг до н.э. Правление в Египте Иниотефа I, фараона XI династии. Соправитель Ментухотеп I.

2133 - 2069 гг до н.э. Сплошные войны между Гераклеополем и Фивами за власть в Египте.

2118 - 2069 гг до н.э. Правление в Египте Иниотефа II, фараона XI династии. Продвинул границу на север, захват Абидоса и всего Тинского нома.

2069 - 2061 гг до н.э. Правление в Египте Иниотефа III, фараона XI династии.

2061 - 2010 гг до н.э. Правление в Египте Ментухотепа II, фараона XI династии. Объединение Египта под своей властью. В его правление возобновление масштабного строительства, что говорит о возрождении экономики Египта.

2061 - 2040 г до н.э. Окончание борьбы за власть в Египте. Стратегическое преимущество Фив (Ментухотепа II). Начало Среднего царства в истории Египта.

2040 г до н.э. Предположительно в этот год Египет был объединен под властью XI династии. Конец правления X династии из Гераклеополя. Начало нового усиления Египта, новые захватнические войны.

2010 - 1998 гг до н.э. Правление в Египте Ментухотепа III, фараона XI династии.