ФЭНДОМ

Хетты

Источники и историография Править

В античных источниках нет практически никакой информации о хеттах и их государстве. Есть небольшое упоминание в «Библии» - народ «хеттеи». Основные источники – документы древних ближневосточных государств, написанные клинописью и иероглифами. В связи с трудностями их дешифровки о хеттах небыло практически ничего неизвестно.

В 1906 году Г. Винклер приступил к раскопкам Хаттусы – древней столицы хеттского государства, которая располагалась близ современного Богазкёя. Здесь был обнаружен огромный архив гиляных клинописных табличек. Их количество составляет более 10 000 штук, и содержат они политические документы, дипломатическую переписку древних ближневосточных государств. В числе прочего в архиве имеется и вариант хетто-египетского мирного договора 1270 г. до н.э.

Начало дешифровке хеттского языка положил Б. Грозный в 1915 году. Он смог определить его индоевропейскую принадлежность.

Основатели хеттологии – Г.Г. Гиоргадзе, В.Г. Ардзинба, Г.И. Довгяло.

История хеттского государстваПравить

Образование государства Править

В начале 2 тысячелетия до н.э. на востоке Малой Азии скаладывается система номовых государств: Каниш, Куссара, Цалпа и другие. В 20 – 18 вв. до н.э. в этом регионе существовал ряд ассирийских колоний, они же и были главными факторами дальнейшего развития городов. Главная колония – Каниш, однако другие не подчинялись ей непосредственно, а имели автономию. В каждом номе имелось своё правительство.

Во второй половине 18 в. до н.э. цари Куссара, Питхана и Анитта объединяют бо́льшую часть востока Малой Азии. Номовое государство Анитта становится основателем Хеттского государства.

Древнехеттский период Править

С 18 по 16 вв. до н.э. длился так называемый «Древнехеттский период».

Согласно традиционным древнехеттским памятникам, царём становился сын сестры предшествующего правителя. Ограничивалась власть царя панкусом – народным собранием и тулией – собрание, руководившее этим народным собранием.

При царе Лабарне I (1675 – 1650 гг. до н.э.) формирование государства завершилось. Он расширил границы государства от устья Галиса до Киликии; ходил походом на страну Арцаву.

Хаттусили I (1650 – 1625 гг. до н.э.) – преемник и племянник Лабарны. Он перенёс столицу хеттов в Хаттусу, а государство отныне стало именоваться Хатти. Хаттусилис вёл довольно агрессивную внешнюю политику. Он много раз воевал, а затем и покорил хурритов Сирии и Месопотамии.

Из-за нарушения царём Хаттусили I древнего закона престолонаследия в стране разразились смуты, но он и его преемник, внук Мурсили I (1625 – 1590 гг. до н.э.) подавили восстания и заново приступили к южным военным приобретениям.

В 1595 году до н.э. Мурсили I правил уже настолько окрепшим государством, что не побоялся совершить поход на Вавилон.

Доправить до конца Мурсили I, однако, не удалось: он был убит, после чего в государстве продолжились смуты. Хурриты Месопотамии отобрали у хеттов Сирию, а с севера на Хатти напали племена касков. Власть аристократии и олигархии всё усиливалась, и набрала столько могущества, что царь Телепину (1530 – 1500 гг. до н.э.) вынужден был подписать декрет о том, что тулия имеет право судить и казнить царей.

Среднехеттский период Править

В 15 в. до н.э. – эпоху среднехеттского периода хетты пытаются бороться с могущественной Митанни и установить дружбу с её главнейшим врагом – Тутмосом III, царём египетским.

Новохеттский период Править

Продолжался период с 15 по 12 в. до н.э.

На начальном этапе данного периода Хатти управляется хурритской династией, а хурритская культура постепенно порабощает и вытесняет хеттскую, хотя цари Хатти искренне считают себя врагами хурритов.

На внешнеполитическом фронте тоже не всё спокойно – ведутся постоянные бои с Митанни, а к концу 15 в. до н.э. неожиданный удар митаннийцев чуть было не уничтожил государство полностью.

В начале 14 в. до н.э. власть в стране захватывает Суппилулиума I (1380 – 1335 гг. до н.э.). Он концентрирует власть в своих руках, и проводить деятельность по усилению Хатти. Суппилилум I смог покорить вочти всю Малую Азию: от Арцавы до Хайасы, смог отобрать у Митанни Киццувадну и Сирию. Затем Суппилилум смог захватить знаменитый Кадеш, который чуть ранее Митанни отобрала у Эхнатона.

Набег на Египетские колонии заставил, согласно некоторым источникам, Анхесенпаамон, вдову Тутанхамона, просить мира ценой брака с хеттским царевичем. Цапревич этот, однако, был убит египетской знатью после прибытия в Египет, и Суппилулиума I в отметску захватил почти все азиатские земли Египта.

Сети I, а затем его сын Рамсес II, египетские правители постепенно стали возвращать своей стране утраченное. Особенно удачлив в этом был Рамсес II, несмотря на своё поражение в 1286 году под Кадешем. Египту отошли Палестина, бо́льшая часть Финикии и Дамаск. В это же время взоникает опасность и с другого конца – Западные области Малой Азии, поддерживаемые Грецией, поднимают ряд восстаний. Кроме того, с противоположной стороны Ассирия начинает бороться с Хатти за некогда величественную Митанни.

Несколько исправить положение удалось узурпатору Хаттусили III. Особенно выдающимся стал его мирный договор с Рамсесом II, подписанный в 1280 году до н.э.

С Египтом установились дружественные связи. Египет импортировал в Хатти зерно, а Хатти продавала в Египет металл. Кроме того, Хаттусили смог добиться признания греками доминирования Хатти над народами Западной Малой Азии.

Обезопасив себя с двух фронтов, Хаттусили III направился против Ассирии, но так и не смог одолеть её.

Постепенно хеттская держава начала подтачиваться внутренними противоречиями. Около 1180 г. до н.э. на Хатти напали каски, «мушки» (франко-фригийские племена) и так называемые «народы моря», окончательно разрушив государство. В конце 8 в. до н.э. последние обломки Хатти были присоеденены к Ассирии.