ФЭНДОМ

Хедебю, (Hedeby, Haithabu) — один из важнейших протогородских центров Дании эпохи викингов. Расположен недалеко от современного города Шлезвиг, в самом узком месте южной Ютландии, у окончания балтийского фьорда Шлея (die Schlei), на берегу залива Хаддебюер Ноор (Haddebyer Noor), на пересечении торговых путей из Балтики в Северное море и из Каролингской империи в Данию. Возникновение поселения относят к началу IX в., затухание строительной деятельности – к середине/второй половине XI в. В настоящее время археологический комплекс Хедебю включает в себя полукруглый вал городища, соединенный с системой оборонительных сооружений Датского вала (Danevirke), городище, южное поселение, ряд могильников, камерное погребение в ладье и четыре рунических камня. Современное немецкое название (Haithabu) возникло благодаря рунической надписи на камне Эрика – Haitha:bu, что является на самом деле формой аккузатива. В номинативе этот топоним будет звучать как Heithabyr, так что вариант, утвердившийся в англоязычной литературе (Hedeby) несколько ближе к оригиналу.

Хронология города Править

Впервые Хедебю упоминается в "Анналах королевства франков" в связи с военной деятельностью датского короля Годфреда против империи Карла Великого. В 804 г. он собирает в Слиесторпе (так латиноязычные источники называют Хедебю) войско и флот. Спустя четыре года, в 808 г. Годфред разрушает один из важнейших центров западнобалтийской торговли Рёрик и, вероятно, переселяет из него ремесленников и купцов в Хедебю. Очевидно, в результате этой акции начинается бурный рост молодого поселения, вскоре превращающегося в первый городской центр северной Европы. 811 г. – впервые фиксируется строительная деятельность на городище (дендродата). Около 850 г. – в Хедебю с разрешения Хорика I миссионером Ансгарием построена христианская церковь. Конец IX в. – согласно Адаму Бременскому – появление в южной Ютландии "Олава из Свеаланда" и начало правления так называемой "шведской династии" (до 930-х гг.). Появление в это время в окрестностях Хедебю рунических камней (Большой и Малый камни Сигтрюгга, сына Олава) позволяет предположить, что центр династии находился именно здесь, так как поминальные стелы обычно устанавливались в родовых поместьях. 934 г. – по Видукинду Корвейскому германский король Генрих I Птицелов разбил датского короля Гнупу возле Хедебю и заставил того креститься. 948 г. – учреждение епископата Хедебю (наряду с епископатами Рибе и Орхус). Середина X в. – сооружение полукруглого вала и расширение гавани (ок. 965 г.). 965 г. – посещение Хедебю арабским купцом и дипломатом Аль Тартуши. 968 г. – строительная деятельность на вале, соединяющем укрепления Хедебю с Датским валом. 974 г. – захват Датского вала императором Оттоном II, строительство германской крепости вблизи вала. 983 г. – восстание против германского владычества в Дании и среди западнославянских племен. Разрушение германской крепости и переход Хедебю под власть датских королей. 1020 г. – последняя фиксируемая строительная деятельность на городище. 1050 г. – разрушение Хедебю отрядами норвежского короля Харальда Сурового. 1066 г. – разрушение Хедебю западнославянскими отрядами. После этого удара город более не упоминается в письменных источниках, и его роль переходит к Шлезвигу. На территории Шлезвига самая ранняя строительная деятельность относится к 1071 г.

В ходе датско-прусской войны 1848 г. на территории внутри полукруглого вала Хедебю был разбит военный лагерь. Сам вал был подновлен и предполагался к использованию в военных действиях.

История изучения Править

Первым мысль о том, что поселение Хедебю находится на месте полукруглого вала высказал великий датский археолог Софус Мюллер после внимательного осмотра комплекса в 1897 г. Его правоту подтвердила Иоганна Месторф, директор Кильского музея отечественных древностей, организовавшая первые исследования городища в 1900 г. Раскопки продолжались 16 сезонов, вплоть до 1915 г., когда работы были прерваны первой мировой войной. В рамках этих исследований в 1908 г. директор Кильского музея Фридрих Кнор раскопал уникальное камерное погребение в ладье. Изучение городища возобновилось в 1930 и продолжалось до 1939 г. сначала под руководством Густава Швантеса, а затем – Герберта Янкуна. В это время были сформулированы основные вопросы истории раннесредневекового города и получены первоначальные данные о начале и конце культурной активности на городище, об истории застройки и структуре поселения, о его торговой и ремесленной активности, также как и о социальной и демографической структуре населения. Исследования Янкуна включали в себя два разведочных рва, прорезающих всё городище и пересекающихся под прямым углом, ряд шурфов, а также несколько раскопов, из которых особого внимания заслуживают юго-западный раскоп, вскрывший 10 камерных погребений в самом высоком месте городища и центральный раскоп, зафиксировавший строительную ситуацию с несколькими строительными горизонтами, рядом хорошо прослеживаемых домов, колодцами, укрепленными берегами ручья. В 1959-1969 гг. было исследовано Южное поселение за пределами полукруглого вала и значительная часть центрального городища. В 1979-1980 гг. под руководством директора Археологического музея земли Шлезвиг-Гольштейн Курта Шицеля были проведены работы в гавани Хедебю и подняты на поверхность и законсервированы первый и второй остовы кораблей. Важную часть научной деятельности в Хедебю составляют геофизические исследования. В 1981 г. во время сонарного сканирования гавани был обнаружен третий остов корабля. В 2002 г. начаты геофизические исследования всей территории внутри полукруглого вала. На настоящий момент они помогли уточнить важные сведения касательно структуры поселения, интенсивности застройки. Обследование поверхности с помощью металлоискателей в 2006 г. позволило откорректировать представления о начале культурной деятельности в Хедебю (находки византийских печатей 2й половины VIII в.). В 2005 г. начаты раскопки в местах геомагнитных аномалий на городище.

Структура и развитие поселения Править

Памятник состоит из городища, окруженного полукруглым валом, южного поселения вне вала, большого грунтового могильника южнее городища, камерного и грунтового могильников в юго-западной части городища, неопределенного укрепления с погребениями на север от вала (Hochburg) и четырех рунических камней. Первоначальное ядро поселения расположено на обоих берегах мелкого ручья, протекающего через территорию городища с запада на восток. Очень хорошая сохранность дерева для IX в. (по сравнению с почти не сохранившимися слоями X в.) позволяет довольно точно реконструировать строительную ситуацию первых фаз развития города. Правильная планировка, работы по укреплению берегов ручья, тщательно сконструированные улицы со сложным деревянным настилом и мостками говорят о существовании плана строительства города, возможно связанного с королем Годфредом. В Хедебю известны все типы т.н. "длинных домов" и городских строительных техник эпохи викингов. В период расцвета в Хедебю жили примерно 1000 человек. В последние годы был пересмотрен тезис об исключительно торгово-ремесленном характере поселения, однако находки свидетельствуют о чрезвычайно широких торговых связях его жителей: серии находок указывают на активную коммуникацию со Скандинавией, Фризскими островами, саксами, франками и славянами. Вполне вероятно, что представители этих социумов могли постоянно проживать на территории города. В X в. Хедебю становится крупнейшим известным нам центром в регионе: чеканка собственной монеты, постройка мощных укреплений, уплотнение и расширение городской застройки (расширяется до 24 га, возникает большой ремесленный квартал), расширение гавани – свидетельствуют об особом статусе поселения. В XI в. Хедебю теряет свое значение и городские функции переходят к Шлезвигу, появляющемуся на северном берегу фьорда Шлея.

Литература Править

  • Arents U. Die Grabfunde von Haithabu, Kr.Schleswig. Kiel, 1992 (Diss.Univ.Kiel)
  • Elsner H. Wikinger Museum Haithabu: Schaufenster einer frühen Stadt. Neumünster, 1994
  • Graham-Campbell J.A. (ed.) Cultural Atlas of the Viking World. Oxford, 1994
  • Jankuhn H. Haithabu: Ein Handelsplatz der Wikingerzeit. Neumünster, 1986
  • Jankuhn H., Schiezel K., Reichstein H. (Hrsg.) Archäologische und naturwissenschaftliche Untersuchungen an ländlichen und frühstädtischen Siedlungen im deutschen Küstengebiet vom 5. Jht. v.Chr bis zum 11 Jht. n.Chr., Bd.2: Handelsplätze des frühen und hohen Mittelalters. Weinheim, 1984

Ссылки Править