ФЭНДОМ

 При переходе от бронзового века к железному (конец IX-первая половина VII в до н.э.  на Северо-западном Кавказе формируется меотская археологическая культура. Памятники протометской группы – представляют собой грунтовые могильники, в которых сочетаются вытянутые (как правило мужские) и скорченные (обычно женские) погребения.  Протомеотские памятники  располагались как вдоль левого берега Кубани (могильники Николаевский, Кубанский, Пшиш), так и предгорной части (могильник Кочипе, Фарс/Клады), известны протомеотские памятники и на берегу Черного моря от Туапсе до Анапы. Протомеотские мужские погребения сопровождались керамикой (корчаги и черпаки), биметаллическими кинжалами, наконечниками копий (бронзовыми и железными), каменными оселками и топорами. В женских погребения встречены бусы, браслеты, булавки. Достаточно заметно в протомеотских памятнках выделяется сословье войнов-всадников. Боевой конь сопровождался уздечкой типа новочеркасского клада (в предгорьях) и типа черногоровки (в равнинных могильниках).
   Ряд находок свидетельствует о том, что протомеотские всадники приняли участие в киммерийско-скифских походах в Закавказье и Переднюю Азию в конце VIII- начале VII вв. до н.э. Это привело еще к большей поляризации общества. Возрождается курганный обряд. Так например, наиболее поздние погребения могильника Фарс/Клады совершены под курганной насыпью. Для богатых протомеоских погребений времени походов характерны  колесничные упряжки и  детали упряжи колесниц. Они обнаружены в кургане 46 в урочище Клады, в кургане Уашхиту, в курганах у с.Хаджох и ряде других. 

Среди этих комплексов особенно выделяется курган Уашхиту, открытый в 1988 г.около аула Кабехабль (Адыгея). Под пятиметровой насыпью кургана была обнаружена могильная яма с размерами 13x7 м и глубиной около 2 м, перекрытая деревянным шатром. К сожалению, площадка, на которой находился погребенный, была ограблена еще в древности. Однако чешуйки бронзового панциря и золотой фольги свидетельствуют о том, что здесь был погребен богатый воин. К югу от погребальной площадки были обнаружены остатки колесницы, не тронутые грабителями, состоящие из ямок, в которые были вкопаны деревянные колеса диаметром 90 см и упряжка из четырех лошадей. На лошадях были обнаружены металлические детали колесничной упряжи, созданные на основе местной традиции производства металлической узды. Тем не менее, их конструкционные особенности и расположение на костях лошадей свидетельствуют знакомстве местного населения с ассирийским и урартским способом запряжения колесниц, известного нам по древним рельефам. Несомненно, что в условиях предгорий Северо-Западного Кавказа колесницы не имели реального военного значения, а являлись исключительно предметом престижа, атрибутом высшего сословья вождей и воинской аристократии - «колесничих». В позднейших протомеотских погребениях уже начинают встречаться элементы раннескифской культуры.

     Ко времени завершения переднеазиатских походов меотская культура приобретает скифоидный облик. Прежде всего это происходит под влиянием собственно скифов, часть которых, по мнению исследователей, оседает  после походов в Закубанье и создает знаменитые  Келермесские и Ульские курганы   (Адыгея, Северо-Западный Кавказ). 
   Погребения в Келермесских курганах   были совершены в прямоугольных ямах со столбовой конструкцией, несущей деревянное перекрытие, часть гробниц было устроено на курганах эпохи ранней бронзы. Погребения сопровождались жертвоприношением взнузданных коней.  Наибольшим богатством  отличались курганы 1 и 3, отрытые здесь в 1903 горным техником Д.Г.Шульцем.   Здесь обнаружены детали золотых ассирийских табуретов, фиалы, а также  оружие сделанное в мастерских Урарту по заказу скифских вождей. Из наиболее известных находок мы можем привести богато украшенные золотом меч и боевой топор, золотую пластину в виде фигуры пантеры, серебряное зеркало.  Все это  может  свидетельствовать  в пользу того, что памятник был создан вернувшимися из походов скифами..  В то же время в непосредственной близости к келермесским курганам обнаружен синхронный грунтовый могильник рядового  населения, принадлежащий  местной меотской культуре. Содержимое этих погребений и инвентарь курганов свидетельствует о близости (если не единстве) материальной культуры. В настоящее время Келермесские курганы  можно отнести к середине VII - началу VI в до н.э.
  Ульский курганный могильник (возле аула Уляп) существовал более продолжительный период. Самый ранний из одиннадцати курганов открытых там синхронен келермесским курганам, а самый поздний сооружен уже в середине V в. до н.э.  Практически все курганы были  в той или иной степени ограблены в древности. Курганы содержали деревянные конструкции, сооруженные на древнем горизонте и большое количество конских жертвоприношений. Особенно выделяется курган № 1 открытый Н.И.Веселовским 1898 г. (Большой Ульский). Под его пятнадцатиметровой наспью обнаружено  более  остатков принесенных в жертву коней (более 350),  располагавшихся вокруг ограбленного центрального сооружения. Курган № 10  исследованный  в 1982 современным методом  раскопок курганов, позволяет предполагать что по крайней мере часть Ульских курганов были не погребальными сооружениями,  а культовыми комплексами – святилищами. 
  Безусловно к святилищам можно отнести и знаменитые Уляпские курганы, открытые 1982-1983 гг. вблизи Ульских. Уже в первом раскопанном кургане    была обнаружена ритуальная площадка подпрямоугольной формы, сооруженная на вершине кургана эпохи бронзы, на которой обнаружены фрагменты амфорной посуды, бронзовый котел, бронзовые таз и кувшин греческого производства. Здесь же обнаружены скульптурные фигурки оленя и кабана, выполненные на деревянной основе, покрытой золотыми и серебряными пластинами.  Аналогичная ритуальная площадка  была обнаружена и в кургане  4 – самом богатом ритуальном комплексе-святилище Уляпа,   откуда происходят панафинейские  амфоры, два ритуальных сосуда в виде рога – ритона (один самый знаменитый в форме Пегаса), золотая гривна, огромное количество золотых нашивных бляшек, а также множество  свидетельств ритуальных действий – фрагменты амфор, остатки жертвоприношений животных. Курган  5 содержал  деревянное  шатровое сооружение, в центре которого находился железный меч. Это позволило исследователю провести параллели со скифскими святилищами бога войны - Ареса, упоминающимися у Геродота (IV, 62). Уляпские святилища были окружены синхронным  грунтовым могильником, из которого раскопано более 250 погребений.    Судя по находкам импортного производства Уляпские курганы можно датировать в пределах первой половины IV в до н.э. Совсем недавно (2000-2002 гг.) святилища подобные уляпским были открыты у ст.Тенгинской (вторая половина IV в до н.э.).

В глубине Таманского полуострова, где локализуется одно из меотских племен – синды, в 70-е годы XIX в., были раскопаны курганы «Семь братьев», принадлежавшие синдским вождям. В курганах высотой 15-7 м были обнаружены сырцовые и каменные склепы с деревянном перекрытием. Несмотря на то, что курганы были большей частью ограблены, поступившие в Эрмитаж находки говорят о богатстве этих погребений. Погребальный инвентарь содержал оружие и доспехи, золотые украшения, керамические сосуды аттического производства и местные, изделия из бронзы, изготовленные в Этрурии и Великой Греции, а также уникальные сосуды из золота и серебра (ахеменидский серебряный ритон, золотые сосуды в виде рога, серебряные килики аттического производства). Погребения сопровождались принесенными в жертву конями имевшими богато украшенную бронзовую уздечку. Семибратние курганы датируются серединой V- первой половиной IV в до н.э., а обнаруженный в них погребальный инвентарь свидетельствует о теснейших связях синдов с греческим населением Боспора. Для IV в до н.э. известны курганы у ст.Елизаветинской (правый берег Кубани, ниже Краснодара), в которых обнаружено большое количество конских жертвоприношений, с бронзовой уздечкой, украшенной в зверином стиле «типа Елизаветнинской», характерной своей вычурностью (так назывемое «прикубанское барокко»). Как пример погребений вождей меотов второй половины IV в до н.э. можно привести курганы Карагодеуашх и Курджипс. 12-метровый курган Карагодеуашх был раскопан 1988 г. Е.Д.Фелицыным вблизи современного города Крымска (левый берег Кубани). В насыпи кургана на 2 метра выше поверхности земли была открыта каменная гробница, перекрытая деревом. Гробница состояла из вытянутых в одну линию четырех помещений. Стены ее были оштукатурены, а в двух последних помещениях, являвшихся дромосом и погребальной камерой – покрыты росписью. В не разграбленной гробнице обнаружены остатки погребальной повозки, упряжных коней, а также мужское и женское захоронения с богатым сопровождающим инвентарем, свидетельствующим о «царском» достоинстве погребенных. Отсюда происходит золотой горит, являющийся полной аналогией гориту из гробницы «Филиппа II» в Вергине. Под насыпью Куржипского кургана (недалеко от Майкопа, Адыгея) обнаружена деревянная камера с дромосом. В камере были похоронены три знатных война и богатая женщина со служанкой. Погребение сопровождалось набором греческого защитного вооружения, золотыми украшениями, колпачком с изображением сражающихся воинов, набором импортной бронзовой посуды. Курган датирован концом IV в до н.э. Грунтовые могильники меотской культуры продолжают существовать до IV в н.э., однако элитные курганы уже приобретают сарматский облик (Песчаное, курганы Зубовско-Воздвиженского типа).

     Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани. Краснодар, 1987.
     Галанина Л.К. Келермесские курганы. М., 1997.
                 Leskov A. Grabschätze der Adygeen. München, 1990.
                 Эрлих В.Р. У истоков раннескифского комплекса. М., 1994.