ФЭНДОМ

(тюрк.), насыпь над древней могилой, иногда - занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (4-3-е тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях (курганы древнеямной культуры), в Предкавказье (курганы майкопской культуры) и Закавказье (см. Куро-Араксский энеолит). Во 2-й половине 3-го тыс. дон. э. курганы распространились в Малой Азии, на Балканах, в Центральной Европе. Позднее курганы получили распространение на всех континентах (кроме Австралии). В Восточной и Северной Европе и Центральной Азии курганы сооружали до позднего средневековья. Курганы обычно полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: высота от 0,3-0,6 м при диаметре 3-4 м до 20 и более м высота при диаметре свыше 100 м. Т. н. длинные курганы имеют вид вытянутых насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Курганы насыпали и над вырытыми в земле могилами, и над захоронениями, произведёнными на поверхности земли. Могилы под курганы имеют различное устройство: склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью, кроме могил, бывают дополнительные сооружения - оградки из камней, каменные, кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпки кургана, или в другом месте, а под курганом хоронили сожжённый прах. Известны курганы, насыпанные над большими родовыми кладбищами с расположением могил концентрическими кругами, рядами и т. д. Кроме основных погребений, в насыпях встречаются т. н. впускные захоронения, произведённые позднее. Иногда каждое последующее захоронение сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту кургана. В насыпях кургана находят остатки тризны (поминок): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу помещали различную утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жён покойного. Курганы бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда включающими до 3000 насыпей (например, Гнёздовские курганы). С ростом имущественного расслоения увеличивалась разница между богатыми и бедными погребениями. Особенно отличаются своими размерами и богатством курганы племенных вождей середины и конца 1-го тыс. дон. э. в степях Европейской части СССР (у скифов, меотов), Южной Сибири и Монголии. На Руси у городского населения обычай захоронения в курган прекратился с введением христианства, однако сельское население продолжало хоронить умерших по старому, языческому обряду до 14 в.

Статья из БСЭ, автор - Монгайт А.Л.

Курганы Править