ФЭНДОМ

Коринф (Kórinthos), древне-греческий город-государство (полис) на Коринфском перешейке (в 6 км к Ю.-З. от современного г. Коринф).

Раскопками на месте Коринфа обнаружены следы поселения 2-го тыс. до н. э. Город Коринф основан дорийцами, видимо, в 10 в. до н. э. В мифах Коринф считался местом обитания Медеи, Сизифа и Беллерофонта. В 8—7 вв. до н. э. Коринф основал много колоний, в том числе Сиракузы, Керкиру, Потидею и др., поддерживал торговые сношения с Милетом, Лидией, Фригией, Кипром, Египтом. Особенно активна была деятельность коринфян на побережье Адриатического и Ионического морей. Коринф имел две гавани: Лехей на З. и Кенхреи на В. Цитадель Коринфа — Акрокоринф (575 м над уровнем моря) — господствовала над всеми южными путями из Центральной Греции. Коринф славился изделиями из бронзы и керамикой. В 8 в. до н. э. в Коринф был установлен олигархический строй. После ожесточённой борьбы между демосом и родовой знатью в 7 в. до н. э. олигархия была свергнута и установлена тирания. Период максимального расцвета К. приходится на правление тиранов Кипсела и Периандра (приблизительно 657—585 до н. э.). В это время был построен сильный военный флот, выведены многие колонии, активно велось градостроительство. Вскоре после смерти Периандра в Коринфе был восстановлен олигархический строй. В конце 6 в. до н. э. Коринф вступил в возглавляемый Спартой Пелопоннесский союз. Во время греко-персидских войн коринфяне принимали участие в сражениях при Фермопилах и Платеях и в морских битвах при Саламине и Микале. Соперничество между Афинами и К. было одной из важнейших причин Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.). В союзе с Аргосом, Фивами, Афинами и др. полисами Коринф вёл т. н. Коринфскую войну 395—387 до н. э. против усилившейся Спарты. В период эллинизма с 338 по 197 до н. э. (с перерывом в 243—222) был занят македонскими войсками. Во 2 в. до н. э. принимал активное участие в выступлении греческих полисов против римлян, за что в 146 до н. э. был разрушен ими, а его жители проданы в рабство. В 46 до н. э. Цезарь поселил в Коринфе вольноотпущенников. После образования римской провинции Ахайи (27 до н. э.) Коринф стал её главным городом. Был разграблен и разрушен готами в 395 н. э., потом в 521; восстановлен при Юстиниане. С 1896 (с перерывами) раскопки Коринфа ведёт Американская школа изучения классических древностей в Афинах (American School of Classical Studies at Athens). Частично сохранились: выдающийся памятник архитектуры архаики — торжественно-строгий и суровый по своему облику храм Аполлона (дорический периптер, около 550 до н. э.); священный участок Аполлона (римский перистиль и храм 4 в. до н. э.); римская агора с пропилеями (15 г. н. э.), храмами, источником Пейрена; греческие и римские жилые кварталы; храмы, одеон, театр римского времени. В окрестностях Коринфа: античные и средневековые укрепления на горе Акрокоринф; на Истме — руины святилища Посейдона (5 в. до н. э.), стадиона начало 4 в. до н. э., римского театра и терм; крепость Юстиниана 6 в. и др. остатки античных и средневековых оборонных сооружений. В Археологическом музее Коринфа — находки из раскопок.

Сатья БСЭ.