ФЭНДОМ

Забелин И Е

Забелин И.Е.

17(29).9.1820, Тверь, ныне Калинин, - 31.12.1908(13.1.1909), Москва, русский историк и археолог, член-корреспондент (1884), почётный член (1907) Петербургской АН. Из семьи чиновника. В 1837-59 работал в Оружейной палате. Издал труды по истории материальной культуры: "О металлическом производстве в России до конца XVII в." (1853) и "Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России" (1853) и др. Общение с Т. Н. Грановским, знакомство с сочинениями В. Г. Белинского, Л. Фейербаха в 50-60-е гг. 19 в. определило поиски Забелина материальной базы исторического развития ("Современные взгляды и направления в русской истории", 1863, и др.). В 1859-76 Забелин работал в Петербурге в Археологической комиссии. В 1879-88 председатель общества истории и древностей российских при Московском университете. Забелин - один из организаторов Исторического музея в Москве, а в 1883-1908 фактически его руководитель. Большое внимание Забелин уделял изучению истории русского быта: "Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст.", т. 1 - "Домашний быт русских царей", т. 2 - "Домашний быт русских цариц" (1862-69); "История русской жизни с древнейших времён" (ч. 1-2, 1876-79, 2 изд., 1908-12). Опубликовал "Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы" (ч. 1-2, М., 1884-91). Труды Забелина, богатые фактическим материалом, - крупный вклад в разработку истории материальной культуры, быта, археологии и истории Москвы. В память о Забелине в 1961 бывший Большой Ивановский переулок в Москве переименован в улицу Забелина.

Статья БСЭ

Литература Править

  • Кузьминский К. С. И. Е. Забелин и его печатные труды. - М., 1912.
  • Арциховский А. В. Забелин - археолог. // Историко-археологический сборник. - М., 1948.
  • Рубинштейн Н. Л. И. Е. Забелин. Исторические воззрения и научная деятельность (1820-1908). Предисловие С. С. Дмитриева. // История СССР. 1965. 1.