ФЭНДОМ

Горит — это футляр, разделенный для удобства на два отделения, т. е. для стрел и для лука».

Маврикий1)

Несмотря на очень широкое распространение в скифской среде стрел и луков, приспособлений, в которых носили лук вместе с необходимым запасом стрел — горитов, или колчанов, использование которых скифами было возможно, известно немного. Еще М. И. Ростовцев, подытоживая степень изученности различных категорий предметов скифской материальной культуры, писал: «Досадно только, что нигде не удалось установить форм колчана для стрел и налучий, столь типичных для военной физиономии конных лучников».2)

Памятники изобразительного искусства — скифская монументальная скульптура и предметы северопричерноморской торевтики — были единственным источником, позволявшим составить представление о горитах и колчанах скифских воинов. (Перечень этих материалов приведен в приложениях 1 и 2.) За последние десятилетия в результате интенсивных раскопок скифских погребений в степях Северного Причерноморья и в курганах Лесостепной Скифии появились данные, позволившие решить некоторые вопросы устройства колчанов и горитов.

Первую подборку материалов по горитам и колчанам сделала А. И. Мелюкова,3) гориты, происходящие с Посулья, описала В. А. Ильинская,4) а из памятников Ворсклы — Г. Т. Ковпаненко, использовав материалы А.Захарова.5)

Гориты, состоящие на вооружении основной массы скифов, обычно изготовлялись из дерева и кожи, что и обусловило их плохую сохранность. Чаще всего при раскопках встречаются лишь незначительные их остатки, не дающие возможности восстановить внешний вид и конструкцию горитов. Для примера приведем лишь несколько наиболее характерных и обычных сведений — «...деревянный сгоревший колчан, обшитый кожей, которая снизу [29] еще уцелела» (курган № 35 у с. Бобрица),6) «...остатки колчана, сделанного из кожи с мехом...» (курган № 4 в уроч. Скоробор),7) «совершенно истлевший колчан, сделанный из дерева и кожи» (курган № 400 у с. Шуровки).8) Перечень можно было бы продолжить, приводя десятки подобных стереотипных формулировок.

Очень редко в материалах раскопок можно найти более подробные сведения. В ограбленном погребении кургана № 522 у Смелы найдены «остатки кожаного предмета, может быть колчана, к которому было прибито нечто (может быть, золотая доска?) при помощи большого количества микроскопических бронзовых гвоздиков. Попадались обломки и тонких бронзовых пластинок, и дерева, которые относятся, по-видимому, к тому же колчану».9) Иногда авторам удавалось восстановить по следам дерева или кожи форму горита. В кургане № 24 у с. Кут был найден «колчан трапециевидной формы, который хорошо прослежен по форме пятна истлевшего дерева».10) К сожалению, автор раскопок не указал даже его размеры.

В боковом погребении Толстой Могилы вместе с «телохранителем» был найден горит. Сохранившийся от него кожаный тлен дал возможность восстановить его форму и размеры. Он имел форму, близкую к прямоугольной, левый нижний угол был чуть скошен. Горит, очевидно, имел деревянную конструкцию — от нее сохранились остатки дерева вдоль длинных стенок. Длина его 40 см, ширина около 20 см.11)

Немного могут дать и более подробные свидетельства о находках остатков горитов, приведенные в публикации материалов из раскопок кургана № 1 у с. Ерковцы на Киевщине, «...два обрывка кожи, размером около 6 X 10 см, происходящие от нижней его (горита. — Е. Ч.) части. По краю одного из них идут проколы от шва, другие же края обрезаны, но без следов шва. Нижний край второго обрывка загнут и тоже прошит».12) Или сообщение о находке в кургане № 5 IV в. до н. э. у с. Протопоповка Дергачевского р-на Харьковской обл., где «ниже тазобедренного сустава погребенного... находился истлевший кожаный колчан, украшенный по краям бронзовыми пластинками. В колчане — прекрасно сохранившиеся 142 втульчатых наконечника стрел, уложенных тремя параллельными рядами».13) Следует отметить, что В. Г. Бородулин при описании допустил ошибку, связав части портупейного пояса («бронзовые пластинки») с колчаном.

Обычно в могилах рядовых скифов находят по одному колчанному набору, очень редко — по два (курган № 1 у с. Ерковцы14)). В курганах с захоронениями представителей более высоких слоев общества количество колчанных наборов больше. Это три горита (один из них — парадный) из кургана № 2 у с. Аксютинцы15) и четыре (один — парадный) из Толстой Могилы.16)

Рекордное количество колчанных наборов известно из кургана Пять Братьев у ст-цы Елизаветовской, где в разных местах гробницы было найдено 16 скоплений наконечников стрел.17) Девять наборов — из Бердянского кургана.18)

Помимо горитов, о которых в силу целого ряда причин имеются только отрывочные сведения, не позволяющие выяснить их внешний вид и особенности конструкции, есть гориты лучшей сохранности, которые относятся к парадным горитам, имеющим покрытие из драгоценных металлов. Эти экземпляры вместе с горитами, воспроизведенными на памятниках искусства, дают основной материал по этому виду скифского воинского снаряжения.