ФЭНДОМ

(греч. Herodotos) (р. между 490 и 480 до н. э., Галикарнас, на Ю.-З. М. Азии, - умер около 425 до н. э., Афины или Фурии, Южная Италия), древнегреческий историк. В молодости принимал участие в борьбе с тиранией и был вынужден покинуть Галикарнас после её установления. Некоторое время жил на о. Самос. Много путешествовал: посетил Малую Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции, побережье Чёрного моря вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах. Длительное время жил в Афинах; близость Геродота к вождю афинской демократии Периклу оказала сильное влияние на его политические взгляды. Из Афин около 443 Г. переселился в Фурии.

Труд Геродота, условно названный "Историей", посвящен важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам (500-449 до н. э.); изложение доведено до взятия греками г. Сеста (в Геллеспонте) в 478. Впоследствии александрийские учёные разделили сочинения Геродота на 9 книг, по числу муз, каждая книга была названа именем одной из муз. Главным мотивом "Истории" Геродота является идея борьбы греч. мира с миром восточным. В чисто эпической манере, со множеством отступлений и специальных экскурсов рассказывает Геродот о начале столкновений греков с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов, повествует об отдельных походах персидских царей: Кира - в Мидию (550) и на Вавилон (539), Камбиса - в Египет (525), Дария I - в Скифию (512), каждый раз подробно описывая географическое положение страны, явившейся объектом похода персов, нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономической и политической жизни. Лишь с 5-й книги Геродот приступает к основной теме своего рассказа - к истории греко-персидских войн. Произведение Геродота существенно отличается и от эпоса, и от историко-мифологических повествований (местных хроник, генеалогий и землеописаний) первых греческих прозаиков-логографов. Геродот вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором фактичность сочетается с художественностью. Историчность главной темы, грандиозность и единство замысла делают труд Геродота первым историческим произведением в собственном смысле слова и дают право его автору на почётное имя "отца истории".

Исторические воззрения Геродота не отличаются целостностью и научной определённостью. В объяснении исторических событий он допускает различные версии, то ссылаясь на божественную волю, то на судьбу, то давая рационалистические истолкования некоторым событиям или поступкам людей. Встречаются у Геродота и отдельные примеры исторической критики. Напротив, политические взгляды Геродота отличаются вполне определённой симпатией к афинской демократии.

Труд Геродота основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти - устная традиция, рассказы очевидцев, народные предания и легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов (главным образом Гекатея Милетского), изречения оракулов, официальные записи. Приводимые в "Истории" Геродота факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более ранней греческой и древневосточной истории. Большое значение имеет труд Геродота и для изучения древнейшего прошлого нашей Родины (в 4-й кн. соч. даётся первое в античной литературе систематической описание жизни и быта скифов).

Статья БСЭ. Автор - Э. Д. Фролов

Литература Править

  • Геродот. История. В 9 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М., 2002.
  • Бузескул В. П. Введение историю Греции. - П., 1915.
  • Лурье С. Я. Геродот. - М.; Л., 1947.
  • Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. - Л., 1957.