ФЭНДОМ

термин, употребляемый для обозначения общности археологических памятников,относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной территории.

Обычно археологическую культуру называют по какому-либо отличительному признаку: форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепродонецкая культура). Часто археологические культуры соответствуют конкретным группам древнего населения, в том числе этническим группам. Иногда удаётся связать определенную археологическую культуру с известными из письменных источников племенами. Однако не всегда сходство элементов материальной культуры отражает этническую общность или общность по происхождению. В сходных социальных и географических условиях могли независимо возникнуть сходные явления в быту и материальной культуре различных племён. Отдельные элементы культуры могут также заимствоваться в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Изучение возникновения, распространения и исчезновения археологической культуры позволяет реконструировать историю племён и народов в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников.

Статья БСЭ. Автор - А. Л. Монгайт.

96x96-Cite term-1
А вот как доктор Железчиков Б.Ф. понимает значение термина Археологическая культура :

это группа памятников, занимающих сплошную территорию (или территории), границы которой могут меняться, и обладающих объективно существующим сходством материальных и нематериальных признаков, образующих сложную, внутренне связанную систему, единообразно изменяющуюся во времени и пространстве, существенно отличающуюся от аналогичного типа систем, характеризующие другие системы..

Источник информации: Железчиков Б.Ф. Ранние кочевники Южного Приуралья и Нижнего Поволжья в VI - II вв. до н.э. / Автореф. ... дисс. д.и.н. - М., 1997. С. 6..

Литература Править

  • Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области. // Советская этнография. 1955. 4.
  • Монгайт А. Л. Археологические культуры и этнические общности. // Народы Азии и Африки. 1967. 1.
  • Формозов А. А. Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке. - М., 1959.
  • Eggers Н. J. Einführung in die Vorgeschichte. - Мünch., 1959.
  • De Laet S. L'archéоlogie et ses probleмеs. - Berchem-Brux., 1954.